Пятница, 19.04.2024, 08:19
Приветствую Вас Гость | RSS

ЩЕЛКУН.РУ

[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Село Щелкун » История: вчера и сегодня » История села Щелкун (Общие сведения)
История села Щелкун
ИК@РДата: Суббота, 19.01.2013, 15:59 | Сообщение # 1
Директор
Группа: Администраторы
Сообщений: 628
Статус: Offline


В 2011 году старинному уральскому селу Щелкун исполнилось 321 год. Село расположено на берегу одноименного озера Щелкун. Датой основания села Щелкун принято считать 1690 год. Из литературных источников XIX века известно, что первыми поселенцами на берегу тогда безымянного озера были жители Арамильской слободы Иван Вагин, Семён Шихов и Данило Щелканов. По фамилии последнего, очевидно, получило название озеро, а потом и село на его берегу.

Место у озера Щелкун было бойкое. Рядом пролегал путь из Центральной России в Сибирь. Академик Лепёхин, который проезжал село в 1768 году, писал, что озеро Щелкун "имеет весьма чистую и прозрачную воду, также песчаное дно, почему и довольно в нём всякой рыбы, как щук, окуней, плотвы, сороги, чебака".

В 1821 году в Щелкуне был заложен каменный двухпрестольный Знаменский храм. Через 115 лет церковь закрыли, сбросили колокола и разрушили звонницу. Здание перестроили, в нем разместился клуб и магазин. Позднее церковь была снесена до фундамента, а на её месте построена общеобразовательная школа № 9.

В настоящее время в селе 16 улиц:

Власова
Восточна
Гагарина
Ленина
Металлистов
Механизаторов
Мира
Набережная
Новая
Октябрьская
Полевая
Садовая
Сиреневая
Советская
Строителей
Уральская

Население: 3.1 тыс. человек

Источник: BankGorodov.RU
Прикрепления: 5096076.jpg (129.6 Kb)


Искренне Ваш...
 
ИК@РДата: Понедельник, 21.01.2013, 17:56 | Сообщение # 2
Директор
Группа: Администраторы
Сообщений: 628
Статус: Offline
ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ЩЕЛКУН

Щелкунское село расположено на восточном берегу Щелкунского озера, к югу от Екатеринбурга, по старому Челябинскому тракту.

Селиться у Щелкунского озера крестьяне начали ещё в конце 17 столетия. Когда в 1845 году у жителей окружающих деревень, смежных с башкирской Салнаутской волостью, спрашивали о начале Щелкунского селения, они ответили, что у Щелкунского озера селиться стали лет 50 назад и первыми поселенцами назвали крестьян Арамильской слободы Ивана Вагина, Данило Щелканова, Семена Шихова. Все, кто мог знать подробности о начале села уже умерли, а другие были убиты при башкирском бунте. А после бунта на то же самое место из того же села Арамильского самовольно пришли другие крестьяне, которым на прежнем месте недоставало пашенных земель и покосов. (1).

В 1901 году священник Ключарев составлял записку на вопросы архивной комиссии и на вопрос о происхождении названия села записал, что местные жители объясняют название села фамилией первопоселенца (лет 250 назад) «Щелкана» (8).

Жившие поблизости Башкиры были не довольны тем, что у Щелкунского озера, которое они называют Кунгуром, стали селиться русские крестьяне, так как, почему-то, считали это место своим. При начале башкирского бунта 1708 г. толпа бунтовщиков напала на Щелкунскую деревню и отогнала у жителей лошадей, коров и овец, а через год, летом 1709 года, Башкиры совсем разорили эту деревню, дома выжгли, некоторых жителей умертвили. (1).

Вот как в Пермской Летописи, Шишонко В., описывается нападение башкир на Шелкунскую деревню: «В нынешнем 1709 году, мая в 5 день, на Уктуйских заводах в судной избе Арамильской слободы, деревни Щелкунской крестьяне Филипп Баландин с товарищи, в сороки человеках, извещали словесно; а в словесном своем извете говорили: мая в 4 день, ездили де они Филипп с товарищи на поля сеять хлеб; и набежали де на них воинские люди башкирцы Уфинскаго уезду Бырдыбай Епаров с товарищи, человек с 50 и его Филиппа с товарищи из ружья и из луков стреляли, и дву человек крестьян до смерти убили, а третьего ранили в бок стрелой; а его Филиппа с товарищи ограбили и наших, отпустили; а коней и рогатый скот и овец … отогнали ста с три и большие их пожитки пограбили ж; а жены и дети их разбежались, а не явилось мужеска и женска полу 15 чел., и те люди живы или убиты, того они не ведают. Да вышеописанный же башкирец Бардыкай с товарищи говорил им Филипу: бежите де вы в острог в слободу и уберегите своих голов для того, что пришли к нам Казачьи Орды силы многое число.  А тот башкирец Бырдыкай от той деревни живет верст 5; а Щелкунская деревня от Арамильской расстоянием верст 15». (2).

У деревни Верх-Боевки, в тот же год, у четырех человек крестьян были сожжены дворы с хлебными амбарами (3).

В том году башкиры напали на многие слободы, остроги и деревни, они жгли, грабили, убивали, уводили в плен и продавали в неволю. В начале им не был дан серьезный отпор, так как военных было мало по сравнению с ордой и они были рассеяны по селам и острогам. Однако постепенно власти организовали людей и доставку оружия с заводов, и отряды русских военных гонялись за башкирскими отрядами по всему краю, доходя до их селений и разоряя их до тех пор, пока нападения не прекратились. Мы, современные люди, больше знаем о борьбе индейцев в Америке с пришлым населением, чем свою историю, и то, что описано в Пермской летописи о башкирской войне, напоминает выход индейцев на тропу войны, однако башкиры были более организованы и направлены своими вожаками, а русские не вырезали их до последнего человека и не сгоняли в резервации, а предпочитали мирно жить рядом с ними. В 18 веке в нашем крае повторялось то, что мы знаем из давних времен о нападении кочевых народов на Русь, но в более слабой степени.

В 1719 году Щелкун уже считался селом и при нем имелась Иоанно-Предтеченская церковь (4).

Осенью 1734 года, либо весной 1735 г., в начале управления горными заводами д.с.с. Татищева, построено было при этом селе для защиты от Башкирских набегов, деревянное укрепление, и село стало называться Щелкунской крепостью. В 1842 году через Щелкунскую крепость проезжал путешественник по Сибири Гмелин старший, он записал, что укрепления крепости состояли из палисадов – оград из стоящих вертикально друг возле друга бревен с заостренными верхними концами. Крепость представляла собой продолговатый четырехугольник длиной около 55 сажен и шириной 45 сажен. Внутри крепости находилась церковь Иоанна Предтечи, а вне её было тогда 39 крестьянских дворов. (1). Паллас, проезжающий через село Щелкун 18 июня 1770 года, пишет в дневнике своего путешествия, что укрепление бывшей Щелкунской крепости уже развалилось. Но в путевых записках академика Лепехина, который был в Щелкуне месяцем позже 21 июля 1770 г., сказано: «В селе есть небольшое укрепление, огороженное палисадом и для прежних Башкирских бунтов, в предосторожность, снабжено 4 пушками, также и ружейным арсеналом». (5).

Лепехин, в описании своего путешествия по России, так говорит об озере Щелкун: «Озеро Щелкун в окружности своей верст пять составляет и им. в. чистую и прозрачную воду, также и песчаное дно; почему и довольно в нем всякой рыбы, как то: щук, окуней, плотвы, сороги, чебаков, карасей и пескозобов. Вокруг его места пролегла ровные и к сельскому житию весьма способные» … «С запад. ст. к оз. Щелкуну подошел мыс Уральский покрытый изрядными и великорослыми сосновыми деревьями; на отгорках сего мыса, на расстоянии от оз. примерно верстах в четырех, наружно лежали большие глыбы мелкого полевого камня, который испещрен б. небольшими гнездышками цветом на свинец похожего твердого и блистающего металлического тела. Такою приманною великое пространство угорков наполнено б., и верстах в 3-х от сего места в полугорке оказалися целые онаго слитки. Наружный их вид во всем уподоблился стали; иные на слившуюся беспорядочно-металлическую материю походили, другие шли слоями неровной толщины. В них совсем б. металлическая твердость, и ударенные друг о друга производили красные огненные искры. Магнит их совсем к себе не притягивал; но по троекратном обожжении раздробленные в мелкие кусочки к магниту приставали. При обожжении испускали из себя только серный запах, и металлического своего виду, ниже цвету, не теряли; но будучи выглажены твердым каким-либо телом или друг о друга потертые, изрядный получали лоск. Состав их сложен из весьма тонких листков, плотно друг к другу прилипших, так что с трудом сложение сие рассмотреть можно. Мне кажется, что сие ископаемое должно изобиловать каким-либо полуметаллом (Прим.: прежде полуметаллами называли сурьму, марганец, висмут и др. хрупкие и нековкие); но недостаток в припасах, касающихся до пробирных опытов, принуждает обязательное онаго испытание оставить до времени». (6).

По мимо версии о происхождении названия Щелкунского озера от имени одного из первых поселенцев, в «Летописи Уральских деревень» записана ещё одна версия, это - некая легенда о Щелкане и Сулее. Вкратце она звучит так. Жили некогда два брата Щелкан и Уолтай, 
Щелкан был трудолюбивый человек, но некрасив лицом, а Уолтай был более хвастлив, чем трудолюбив. Жила недалеко от них красавица Сулея, но она была горда и тщеславна. Щелкан горячо полюбил её, но она отказала Щелкану, сказала что ей богатый батыр нужен. Что там случилось, о том в легенде не говорится, но Щелкану пришлось бежать из улуса, а Уолтай был закован местным тарханом Кудашем. Через несколько дней пути Щелкун набрел в лесу на старика, отходил его и проводил до избы. Да и остался там, женился на дедовой внучке Алене. С тех пор озеро, рядом с которым жил Щелкан с новой семьей, называется Щелкунским. (7).
 

Список литературы:

1. Пермская летопись, период 5, часть 3, с.407.
2. Там же, с.445-446.
3. Там же, с.441.
4. Пермские Епархиальные Ведомости за 1868 год, т.1, Н.О., с.2, от 3 января №1 / История училища при Далматовском монастыре.
5. Пермская летопись, период 5, часть 3, с.407-408.
6. Там же, с.406.
7. Летопись Уральских деревень (Сысертский район). Центр внешкольного воспитания и детского творчества. Реж, ЧП Ольга, 1995, с.378-381.
8. Описание храмов и монастырей Е.у. Пермской Архивной комиссией 1901 года - МОГА ф.297 оп.3 д.361, л.190об.

Источник: История храмов Екатеринбургской епархии


Искренне Ваш...
 
ИК@РДата: Понедельник, 21.01.2013, 18:17 | Сообщение # 3
Директор
Группа: Администраторы
Сообщений: 628
Статус: Offline
ИЗ ИСТОРИИ ЗЕМСКИХ ШКОЛ СЕЛА ЩЕЛКУН

До открытия школы местное население обучалось у псаломщика. Земская школа открыта в 1872 г., по инициативе бывшего члена училищного совета Н. М. Турчанинова, которому не малого труда стоило уговорить Щелкунское общество составить приговор на согласие открыть школу. Общество ассигнует на училище 200 р., а земство 260 р. Эта сумма распредеяется следующим образом: законоучителю 60 р., учителю 280 р., помощнице 120 р., на отопление и сторожа 12 р. 50 к., помещение под училище принадлежит обществу; школа занимает две комнаты, в которых заключается 2850 куб. фут. воздуха; учащихся в ней 68, из которых 51 м.п. и 17 ж.п. (3).

В первый же год существования школы для неё был куплен Земством у местного священника дом за 165 р., так как в с. Щелкунском не нашлось подходящей квартиры для помещения училища. Дом этот состоял из двух классных комнат и прихожей. Впоследствии он ремонтировался несколько раз на средства Земства и общества. Школу посещали дети из двух сел: Щелкунского и Никольского, состоящие из 689 дворов; Никольское отстоит от школы в 5 в., из него учится один ученик, живущий на квартире. Население занимается земледелием и доставкой угля на Сысертские заводы.   Попечитель училища, Екатеринбургский купец Н.А. Злоказов. – Законоучитель – диакон М.Н. Пономарев, с 1885 г.  – Помощница, домашнего образования, Е.Е. Бунцева, имеет свидетельство на звание учительницы, преподаванием занимается с 1883 г., в Щелкунской школе с 1884 г. (1). В земском училище оканчивают курс учения ежегодно около 15 человек. В 1909 году в земской школе 100 учеников. (6).

Церковная школа грамоты в д. Космаковой открыта местным священником Ключаревым в 1898 году, в 1901 году учится детей в школе около 30 человек. (4). Учащихся в церковной школе к 20 декабря 1903 года состоит 13 мальчиков и 4 девочки, а всего 17 человек. Помещается она в общественной квартире при бесплатном отоплении. Содержится на средства Уездного Отделения Епархиального Училищного совета, попечителя школы, Д.П. Соломирского и церкви. (5). В1909 году в деревне Космаковой в школе грамоты 18 учеников (6).

Список литературы.

1. Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии. Народное образование. Дополнения. / Екатеринбург. Издание Екатеринбургского Уездного Земства. Типография Ивана Клементьевича Савицкого, 1886,  с.102-103.
2. Приходы и храмы Екатеринбургской епархии. Издательство братства во имя св. праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902 год, с.110-111.
3. Описание начальных народных училищ в уездах: Екатеринбургском, Ирбитском, Шадринском и Камышловском, Екатеринбургского района Пермской губернии. Составил В. Шишонко. Типо-Литография и Переплетная А.П. Мерной и Е.К. Краевой. Ек-г, 1878.
4. Описание храмов и монастырей Е.у. Пермской Архивной комиссией 1901 года - МОГА ф.297 оп.3 д.361.
5. Клировые ведомости 4 округа Екатеринбургского уезда за 1903 год - ГАСО ф.6 оп.4 д.164.
6. Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год/ Екатеринбург, Типография А.М. Жукова, 1909,  С.52.

Источник: История храмов Екатеринбургской епархии


Искренне Ваш...
 
ИК@РДата: Понедельник, 21.01.2013, 18:31 | Сообщение # 4
Директор
Группа: Администраторы
Сообщений: 628
Статус: Offline
ИЗ ИСТОРИИ ЩЕЛКУНСКОГО ХРАМА

Малый деревянный храм в Щелкуне в честь Иоанна Предтечи освящен 25 июня 1730 года, по благословению Антония, митрополита Тобольского и Сибирского. - Так написано в книге «Приходы и храмы Екатеринбургской епархии», но Василий Шишонко, при описании Щелкунского училища отметил, что по документам Далматовского монастыря ещё в 1719 году при селе существовала деревянная Иоанно-Предтеченская церковь (16). - Взамен небольшого храма 30 октября 1784 года был заложен вновь деревянный, который был освящен 24 октября 1787 года. В 1844 году этот деревянный храм был перенесен в д. Тимину. (15).

Самый ранний из известных нам священников, это Топорков Андрей Семенов, который умер в 1796 году, примерно в это же время служили: диакон Бурдуков Алексей Михаилов, который по желанию в 1797 году ушел в военную службу; дьячок Максимов Иван Феодоров; пономарь Топорков Василий Андреев. Священник Иваницкий Димитрий Павлов поступил на службу к Щелкунской Предтеченской церкви в 1795 году, приехав из Красноуфимского уезда. Диакон Кузовников Стефан Никитин поступил в 1795 году из Камышловского уезда, а пономари Горных Иоанн Гавриилов и Горных Василий Гавриилов – в 1796 году, из Челябинского уезда. (14).

Храм в это время был двух штатным, то есть из причта в нем служило два священника, диакон, дьячок и пономарь.

В 1805 году в приходе Щелкунской Иоанно-Предтеченской церкви числились селения: Заимка, Новобоевка, Новоипатово, Оверина, Аврамова, Николае-Боевская, Колясникова, Белопашенцева. В этом году из Каменского завода, Екатеринбургского уезда в помощь Иваницкому перевелся священник  Сельменский Иаков Феодоров. Из прежнего причта также остались: дьячок Максимов Иван, диакон Кузовников Стефан, пономарь Горных Иоанн. (13).

Священник Иваницкий Димитрий служил при храме до своей смерти в 1818 году, ему было около 53 лет.  Священник Сельменский Иаков умер в том же 1818 году 45 лет от роду.  Диакон Кузовников Стефан умер в 1822 году 40 лет от роду. Дьячок Максимов Иоанн умер примерно в 1833 году, 60-ти лет. Пономарь Горных Иоанн служил при этой церкви до 1810 года.

24 июня 1821 года заложен каменный храм, протоиереем градо-Екатеринбургской Богоявленской церкви Николаем Вологодским, по благословенной грамоте от 2 февраля 1821 года за №495-м, данной Преосвященнейшим Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским. (14).

В 1822 году причт храма состоял из священников Неуймина Алексея и Сельменского Иоанна, дьячков Максимова Иоанна и Бирюкова Никиты, пономарей Горных Григория и Сельменского Николая. Священник Неуймин Алексей Васильев служил при Щелкунской церкви до 1829 года, когда за пороки был исключен в гражданское ведомство, порок его, как и многих других, заключался, скорее всего, в пьянстве. Священник Сельменский Иоанн Георгиев умер  в 1833 году от горячки, ему было 44 года, позднее при церкви служили его дети. Дьячок Максимов Иоанн Феодоров умер тоже в 1833 году. Дьячок Бирюков Никита Василиев служил в штате с 1824 по 1840 год. О пономаре Горных Григории ничего далее не известно, однако при Щелкунской церкви в 1831 году служил священник Горных Григорий и некоторые из его детей позднее служили там же. О пономаре Сельменском Николае ничего также не известно, известно что при церкви с 1831 года служил диакон Сельменский Николай Иаковлев, сын местного священника.

За всю историю храма при нем служило много священников, диаконов, дьячков, пономарей и псаломщиков, в этой главе перечисляю только их фамилии, так как их было много и при церкви служили как отцы священнослужители, так и их дети и даже внуки. К примеру: у священника села Щелкунского  Гавриила Павлова сыновья взяли фамилии Павлов, Знаменский, Катонов – Знаменские и Катонов служили в Щелкунском храме. Фамилии священно-церковно-служителей: Топорков, Кононов, Сельменские, Кузовниковы, Максимовы, Горных, Иваницкий, Неуймины, Бирюков, Павлов, Ивановский, Алексеев, Катонов, Знаменские, Псаломщиков, Груздев, Пономаревы, Боголепов, Ключарев, Лебедев, Филиновский, Безсонов, Соколов, Григорьев, Плотниковы, Конев, Луппов, Котельников, Петропавловский, Цветухин, Ларионов, Юшков, Банных, Кожевников, Александровский, Ивашенков. То, что известно из их биографий, дается в отдельной главе.

3 июня 1837 года достроенный каменный храм освящен Преосвященнейшим Евлампием, епископом Екатеринбургским во имя Знамения Божией Матери. Первоначально в каменном храме было два придела: во имя Иоанна Предтечи и в честь иконы Знамение Божией Матери. В 1858 году придел во имя Иоанна Предтечи был упразднен из-за маловместительности, а на месте престола в 1861 году устроено мраморное возвышение в две ступени, обнесенное железной решеткой, здесь до революции находилась плащаница. (15). Храм строился на иждивение прихожан и с помощью заводоуправления Сысертских заводов.

До 1856 года причт был: 2 священника, диакон, 2 дьячка и 2 пономаря; с 1856 года до 1873 года было: 1 священник, диакон, дьячок и пономарь. (14)

В 1856 году причт состоял из священников: Знаменского Михаила Павлова и Псаломщикова Иоанна Феодорова, заштатного священника Павлова Гавриила Павлова  диаконов Сельменского Николай Яковлева и Горных Александра Григорьева, дьячков Сельменского Леонтия Иванова и Катонова Максима Гавриилова, пономаря Кузовникова Максима Ионина. Об этих священно-церковно-служителях известно больше. У заштатного священника Павлова Гавриила сыновья взяли фамилии: Знаменский, Катонов и Павлов. Священник Знаменский Михаил Павлов служил в этой церкви до выхода за штат и был хорошим иконописцем, диакон Катонов Максим впоследствии стал первым священником Сименовской церкви Булзинского хутора Ново-Тихвинского женского монастыря, которая до сих пор находится между селами Булзи и Ново-Ипатово, в местности, известной под названием «Свобода».

В этом году 1 штат Щелкунской церкви полностью перешел к церкви соседнего села Никольского, недавно построенной, это были: священник Псаломщиков Иоанн, диакон Горных Александр и пономарь Кузовников Максим. Священник Псаломщиков и диакон Кузовников служа при Никольской церкви умерли в один, 1867-й, год – Псаломщиков от горячки, а Кузовников утонул, купаясь в пруду. Диакон Горных Александр ещё долго служил при Никольской церкви, пользуясь уважением крестьян, это видно по тому, что он часто был крестным отцом разных жителей села.

При Щелкунской церкви остался один штат причта, это: Священник Знаменский Михаил Гаврилов, диакон Сельменский Николай, дьячек Сельменский Леонтий, дьячок Катонов Максим, пономарь Кузовников Максим. Пономарь Кузовников позже перейдет к Никольской церкви.

Один штат причта остался в Щелкунской церкви до самого закрытия, хотя в 1914 году и были официально открыты вакансии 2-го священника и 2-го псаломщика, однако они не были заняты, хотя ещё епископ Нафанаил в 80-х годах 19-го века писал, что один священник может полноценно приносить пользу приходу при населении до 1,5 тысячи человек, а при населении две тысячи и более у него должен быть священник-помощник, так как никто из причетников заменить в службе священника не может.

(Продолжение следует...)

Источник: История храмов Екатеринбургской епархии


Искренне Ваш...
 
ИК@РДата: Понедельник, 21.01.2013, 18:33 | Сообщение # 5
Директор
Группа: Администраторы
Сообщений: 628
Статус: Offline
С 1873 года при храме оставили только одного священника и одного псаломщика, хотя в 1895 году открыта диаконская вакансия. (14). Однако в 1873 году к Щелкунской Знаменской церкви была приписана церковь Аверинского села и штат составляли 4 человека, но к 1882 году официально при храме служили только два: священник Знаменский Михаил Гавриилов и псаломщик Пономарев Михаил Николаев. Старостой церковным в том же году был крестьянин Фольхин Трифон Филиппов, а просфорней – вдова псаломщика Кокшарская Евдокия Маркова. (1).

В Щелкунском селе 11 сентября 1882 года был епископ Нафанаил, который оставил в своем дневнике запись о Щелкунской церкви:  «приближались к церкви, имеющей более трёх тысяч с половиной прихожан, и вовсе не соответствующей, по своей вместимости, такому количеству прихожан. Служил я здесь с местным Благочинным и священником 1-ю половину всенощны, и заключил её крестным ходом сколько для народа, не вмещавшегося в церкви по тесноте её, столько и для обозрения самой церкви. Совне церковь только мала, а ещё прилично содержится, но зато внутри – видны одно убожество, одна бедность, и это всё не от скудости прихода и не от неготовности его жертвовать на благоукрашение храма, а от нерадения и от неумения самого настоятеля, который, прослужив почти 30 лет настоятелем при Щелкунской церкви ни на что, кроме одной плащаницы, не мог мне указать такое, что бы при нем было сделано вновь, или поправлено, хотя всё в церкви, и иконостас, и стены храма, и ризница, и утварь, - все требовало и неотложно требует то постройки вновь, то переделки, то починки. И теперь ничего не делается и ничего не предпринимается, хотя бы с 2500 р., остаточной суммы и можно было за что-то приняться. Куда пойдет и на что изойдет теперешняя остаточная сумма, если ни за что теперь не примутся, это ведомо Господу и тем, кто будет распоряжаться суммой; но что не на одни вопиющие потребности церкви, - это не неведомо и нам по той неурядице, какой нельзя не видеть здесь в церковном хозяйстве: приходо-расходные книги так ведутся, что в них совсем почти нет росписок». (3).

Вновь посетив Щелкунский храм в июне 1885 года, епископ Нафанаил был приятно удивлен переменами, произошедшими после прошлого визита: для бывших пустыми стен храма старец-священник написал на холсте 16 икон в полный рост, открыто училище, в котором 114 учеников и учениц начинают приучаться к церковному пению и неплохо отвечают по Закону Божьему, преподавателем же Закона Божьего и учителем пения служит местный диакон Пономарев Михаил, посвященный в сан диакона два года назад (2).

В 1886 году была выражена  признательность Епархиального Начальства прихожанке Знаменской церкви села Щелкунского Дарье Петровой Безпаловой и сыну её Василию за пожертвование ими в местную церковь  серебрянного глазета облачения на Св. Престол и жертвенник (4).

В 1887 году была построена часовня в д. Космаковой в честь св. апостолов Петра и Павла 1887 год (15). Она была снесена в советское время (11). До постройки часовни в д. Космаковой не было даже крестика, как называли памятный поклонный крест.

В 1888 году к храму определен священником учитель Боголепов Иван Андреев, видимо, примерно в это время священник Знаменский вышел за штат. Помощником ему был тот же диакон Пономарев Михаил.

В 1891 году Екатеринбургский уезд пострадал от сильного неурожая, который отозвался голодом среди жителей уезда и земством были созданы волостные продовольственные комитеты для помощи пострадавшему населению, председателем Щелкунского волостного комитета стал священник Боголепов.

В 1893 году сменились просфорни при Щелкунской церкви: просфорня Посохина Надежда перемещена в село Горнощитское, Екатеринбургского уезда, а на её место определена просфорней священническая жена Богомолова Елизавета.

Просфони при храмах пекли специальные богослужебные хлеба – просфоры, просфорни набирались из числа бедных вдов и девиц духовного звания, но иногда на их место ставились крестьянские вдовы и девицы. Жалованье официально и неофициально просфорням платилось в основном небольшое и они часто переезжали с места на место, вслед за своими сыновьями и другими ближайшими родственниками. Политика Попечительства о бедных духовного звания была такова, что любой приход был обязан принять бедную женщину духовного звания, если она попросится на свободное место просфорни. Если же место было временно занято крестьянской вдовой или девицей, то та отстранялась от должности.

Священник Боголепов также исполнял должности духовного следователя и законоучителя в Щелкунском училище. В дореволюционное время были другие юридические отношения между ведомствами, а также общинами людей. Существовали различные ведомства: духовное, военное, гражданское. В каждом существовали свои юридические отношения. Было законно определено, какие вопросы решались на собраниях общин, а какие не могли там решаться, какие вопросы были подвластны духовным властям, а какие светским или военным. Попытавшиеся решить вопрос, не подлежащий их юрисдикции, подвергались наказанию. В каждом ведомстве существовали свои следователи, расследующие дела по их юрисдикции, в духовном ведомстве были духовные следователи, избиравшиеся на собраниях благочиния и утверждавшиеся епископом. Духовные следователи расследовали различные дела, в основном жалобы на священников и других членов причта, иногда они расследовали причины волнений в селениях и другие вопросы. Также каждый местный священник и другие причетники под угрозой штрафа обязаны были преподавать Закон Божий в училищах, относящихся к их приходу, часто, в конце 19 века и даже в начале 20-го священникам, за неимением училищ, приходилось самим основывать их.

Иконостас в каменном храме был четырехставный, столярной работы, с золоченой резьбой. В ноябре 1893 года иконостас окрашен синей краской, позолота вычищена и иконы вымыты, Екатеринбургским мещанином Александровым, в том же году стены храма покрыты живописью монахинями Екатеринб. женского монастыря. Вокруг храма, описывает в 1901 году священник Ключарев,  ограда каменная с железными решетками и мраморными столбами, устроена прихожанами с. Щелкуна. (14).

В храме была местно-чтимая икона Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы), она была обложена фольговой ризой, унизанной топазами. Из древних вещей в Щелкунской церкви хранилось бывшее напрестольное Евангелие, напечатанное в Петербурге в 1711 году. (15).

В 1897 году снова сменились просфорни: весной Богомолова Елизавета была перемещена к церкви села Уктусского,  а к церкви села Щелкунского определена бывшая просфорня Кокоринского села Шадринского уезда Богомолова Мария.

В этом же году, 18 ноября, священник Боголепов Иоанн был перемещен к градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви, а на его место 8 декабря определен учитель Шарташской ц.-п. Ключарев Иоанн, окончивший Владимирскую семинарию. Он был рукоположен в сан в начале 1898 года, поэтому и к церкви прибыл тоже в начале года.

В 1898 году псаломщик Максимов Александр был перемещен к градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви, а на его место был определен  крестьянин Березовского завода, Екатеринбургского уезда Лебедев Василий. В начале 20-го века духовное сословие стало выходить из духовно-родственного круга, в которое оно было заключено в 19-м веке, и в духовное звание стали все чаще принимать людей, не родившихся в духовном звании, в частности крестьян. Лебедев недолго прослужил при Щелкунской церкви, скоро он был переведен к церкви Березовского завода. Известен другой, местный крестьянин, родившийся в Ново-Ипатовском селе и впоследствии ставший священником, это Сартаков Григорий Василиев.

18 октября 1898 года при храме открыто церковно-приходское Попечительство. В 1899 году из сумм ц.-п. попечительства издержано 125 рублей на малярные работы в храме и ссуда погорельцам села Щелкуна в 30 руб. В 1900-1901 году издержано около 200 рублей на ремонт ворот церковной ограды. Ежемесячная выдача маленьким певчим 2 рубля, до 100 р. ежегодно, раздается взаймы нуждающимся крестьянам на срок не более года. (14). К 1 декабря 1903 года на приходе Попечительства значится 375 р. 38 к. (10).

Священник Ключарев делал некоторые записи о урожае и некоторых других событиях, происходивших в Щелкунском селе. 1899 год – средний урожай хлеба, на 28 сентября сгорело 8 домов в селе Щелкуне. 1900 год: хороший урожай; летом эпидемия кровавого поноса; осень много волков; 16 ноября днем пожар – сгорел двор с надворными постройками бывшего Сторси..ны. 1901 год: недород хлебов. Косят на корм. Дожди начались с 29 июня. Сентябрь холодный. Хлеба не дозрели. (14). Ключарев не зря упоминает об урожаях и неурожаях, т.к. от этого зависит благосостояние жителей, а значит и доход священников, доходы на причт, в зависимости от урожая варьируются от 1000 рублей и выше.

Причт получает жалованье от Сысертских заводов 468 рублей, диакон и псаломщик получают провиант. Дома для причта церковные деревянные. Дом для священника построен около 1865 года, для диакона в 1882 году, для псаломщика в 1889 году. (14).

После посещений епископов Ключарев записывает о посещении села пермским губернатором Д.Г. Арсеньевым 27 июля 1898.

(Продолжение следует...)

Источник: История храмов Екатеринбургской епархии


Искренне Ваш...
 
ИК@РДата: Понедельник, 21.01.2013, 18:35 | Сообщение # 6
Директор
Группа: Администраторы
Сообщений: 628
Статус: Offline
При храме была библиотека (14).

Крестных ходов было четыре в год: к Ильинскому крестику, что в южном конце Щелкуна – 20 июля; к Преображенскому в Северной части Щелкуна – 6 августа; 23 сентября ко крестику на месте старого храма; и 24 июня тоже на месте старого храма, крестики эти от нынешнего храма находятся в 100 саженях, по какому случаю ходы начались, неизвестно. (14).

По просьбе Архивной комиссии Ключарев в 1901 году описал Щелкунские кладбища. Кладбище находится на юго-востоке от храма в 1,5 верстах. Открыто оно около 25 лет тому назад, огорожено прочной и частой, из жердей, загородью, которая хорошо защищает от гуляющего скота. Недалеко от храма имеются два старых кладбища, почему закрыты – неизвестно. Старинных памятников нет. Оба кладбища огорожены. (14).

В 1903 году при составлении Клировых ведомостей пишется: Усадебной земли при сей церкви 1944 кв. сажени. Пахотной не имеется, а сенокосной отводится прихожанами из собственных владений около 8 десятин. На усадебную землю и дома (кроме купленных у наследников священника Катонова) планы имеются и хранятся в церкви, но не засвидетельствованы в законном порядке.  Дома для священника, диакона и псаломщика церковные. Дома - для священника полукаменный, а для диакона и псаломщика – деревянные; купленный для церкви в 1901 году одноэтажный деревянный дом от наследников священника Катонова. 33 деревянных лавки отдаются в наем на время двух ежегодных Торжков, в отчетном году за означенные лавки получено 69 р. На содержание причта положено от Управления Сысертских заводов жалованья 468 р., из которых священнику 270 р., диакону 150 р., псаломщику 48 р. Кроме того диакон и псаломщик получают провиант в количестве 48 пудов ржаной муки каждый, 1 пуд на каждого члена семьи ежемесячно. В братскую кружку поступило 1826 р. 80 к. (10).

В 1903 году просфорня – псаломщическая вдова Пузырева Анна Иоаннова, 44 лет, служит по приглашению причта и старосты, с согласия местного благочинного с 1 октября 1903 года. За печение просфор получает от Управления Сысертских заводов 24 р. в год, от церкви 1 р. 34 к. ежемесячно, 8 сажен дров в год при готовой квартире. Утверждена в должности 1 декабря 1903 года. (10).

Церковный староста, Щелкунского села крестьянин Безпалов Василий Евфимиев, 52 лет. В должности утвержден 13 марта 1893 г. и служит 4-е трехлетие. За ревностное и полезное отношение к благолепию местного храма имеет Архипастырское благословение – от 25 ноября 1896 года. Имеет два собственных дома в селе Щелкунском (10). 6 декабря 1903 года крестьянин Безпалов Василий награжден за заслуги по духовному ведомству золотой медалью с надписью «за усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте.

Завершаются Клировые ведомости перечислением, сколько и какого звания людей проживает в селе и д. Космаковой. В селе Щелкунском: Военных 17 дворов, 39 м.п. и 19 ж.п.; Крестьян 717 дворов, 1876 м.п. и 1869 ж.п. В д. Космаковой: Военных 3 двора, 7 м.п. и 3 ж.п.; крестьян 115 дворов, 321 м.п. и 325 ж.п. Итого: 852 двора, 2243 м.п. и 2216 ж.п. (10).

В 1905 году причт села Щелкунского снова обновляется: 30 декабря священник Ключарев Иоанн перемещен к церкви села Стриганского, а диакон Пономарев Михаил в тот же день определен священником к церкви села Ивановского, Верхотурского уезда. В причте остался только псаломщик Знаменский Михаил Илиин 16 лет, приходящийся внуком умершему Щелкунскому священнику Знаменскому Михаилу Гавриилову.

Из записей путешествия в 1905 году местного епископа: Щелкунское село. Приход очень большой, население православное, но очень распущенное. В приходе сильно развито пьянство и народ заражен вольнодумием, особенно молодое поколение. В таких приходах нужно иметь не менее двух священников. По количеству населения школ недостаточно, можно и нужно открыть ещё одну школу женскую, так как в селе школа земская смешанная, к тому же есть средства, как в церкви, так и в церковно-приходском Попечительстве. Долг исповеди прихожанами исполняется без опущений почти, так что не бывших в 1904 г. по опущению значится всего до 50 человек. (5).

Весь январь 1906 года по очереди исполняют богослужения и требы Стриганского села священник Ключарев Иоанн и Ивановского села священник Пономарев Николай с псаломщиком Знаменским. С 6 февраля появляются новые члены причта: священник Безсонов Иннокентий, рукоположенный из диаконов Якутской епархии и диакон Соколов Иоанн, перемещенный из Верхнетагильского завода Знаменской церкви.

21 декабря 1909 года  диакон Соколов Иоанн определен священником к церкви Нижнесинячихинского завода, Верхотурского уезда, а на его место 17 февраля 1910 года перемещен диакон церкви села Мурзинского Екатеринбургского уезда Григорьев Николай. 20 сентября 1910 года уволен от должности псаломщик Знаменский Владимир. Вместо него 2 октября 1910 года определен и.д. псаломщика к этой церкви регент Плотников Стефан.

В 1911 году в Щелкунском селе был неурожай хлебов и поэтому Щелкунским ц.-п. попечительством к празднику Рождества Христова 1912 года оказана была помощь бедным и неимущим прихода: одеждой, обувью, чаем и сахаром. Кроме того, тем же Попечительством, при участии благотворительного комитета Красного Креста, открыты три столовые для всех нуждающихся в пропитании: две в селе Щелкуне и одна в д. Космаковой для учащихся в ц.-п. школе. (6).

6 декабря 1912 года диакон Григорьев Николай определен на священническое место к ц. деревни Южаковой, В.у., вместо него 8 января 1913 года перемещен из ц.с. Гуляевского, И.у. диакон Конев Валентин. В 1913 году на псаломщической вакансии сына чиновника Луппова Владимира сменил окончивщий курс учения в псаломщической школе Котельников Иаков, который позднее будет священником в селе Карасе-Истокском.

В том же 1913 году благочинный Михаил Юшков расследовал жалобу на псаломщика Стефана Плотникова - крестьянина Адриана Сычева, в которой тот обвинял псаломщика Плотникова в незаконной связи со своей дочерью Евдокией. В ходе расследования выяснилось, что Евдокия прижила младенца на стороне и обвинила в этом Плотникова, а её отец, видя в Плотникове обеспеченного зятя, подал жалобу с корыстной целью. Из этого же дела стало видно, что при Щелкунской церкви состоит хор из крестьян и руководит им псаломщик-регент Плотников Стефан.

В 1914 году Указом Святейшего Синода от 22 марта с. г. за № 5393, дано знать, что при церкви села Щелкунского, Екатеринбургского уезда, открыты вторая священническая и псаломщическая вакансии с тем, чтобы содержание по сим вакансиям относилось исключительно на местные средства (7), но эти вакансии, как говорилось и ниже, практически никогда не были замещены, за исключением 1916-1917 годов.

В этом же году утвержден церковным старостой при Щелкунской Знаменской церкви крестьянин Чернавских Трофим (8).

В 1916 году при церкви появляются псаломщики Цветухин Василий – он уволен за штат в августе 1918 года, и Петропавловский Василий - он был почислен за штат 17 февраля 1917 года, псаломщик Котельников Иаков в 1916 году перемешается в Карасе-Истокское село.

В начале 1917 года причт составляли: священник Безсонов Иннокентий, диакон В. Конев, псаломщик Цветухин Василий, священник Пономарев Петр. Однако с 22 июля священник Безсонов служит один, а с 10 сентября с ним диакон Знаменский Петр.

В этом же году утвержден в должности церковного старосты крестьянин Чернавских Трофим Сергиев (9).

В 1918 году, в связи с революционными изменениями и гражданской войной жизнь причта сильно изменилась. После прихода Временного Правительства в Екатеринбурге и уезде все радовались, что страна свободна от царя и заживет по-новому, однако началась Гражданская война и новая власть, свергшая Временное Правительство, отрицательно относилось к служителям церкви. Правда, для церкви наступил момент, когда после долго перерыва вновь был избран глава Церкви – Патриарх, долгое время заменявшийся Святейшим Синодом во главе с Обер-Прокурором.

В этом году священник Безсонов Сергий ушел из села военным священником, одновременно уволен за штат псаломщик Цветухин Василий. И в Октябре при церкви служил заштатный священник Пономарев Михаил с диаконом Плотниковым Стефаном, перемещенным сюда в августе из села Крестовского, Камышловского уезда.

(Продолжение следует...)

Источник: История храмов Екатеринбургской епархии


Искренне Ваш...
 
ИК@РДата: Понедельник, 21.01.2013, 18:41 | Сообщение # 7
Директор
Группа: Администраторы
Сообщений: 628
Статус: Offline
В 1920 году в наших записях пробел, в 1921 году при храме служил уже священник Виктор Ларионов с диаконом Стефаном Плотниковым. С лета 1921 года Ларионов служит один по 16 мая 1922 года. С 16 мая 1922 года протоиерей Михаил Юшков, благочинный данного округа, до этого местом его службы было село Полдневское, но по каким-то причинам Юшков стал служить в Щелкунской церкви. В 1922 году Юшков служит с псаломщиком Петром Знаменским, с 8 июля 1923 года служит с диаконом Василием Банных.

С 1926 года Щелкунская церковь - Григорьевской ориентации. В 20-х годах 20 века в церкви появилось такое искусственное явление, как обновленчество, обновленцы ратовали за обновление церкви, но реально ничего не делали, постоянно встречаются только два вопроса, которые волновали этих священников: второбрачное священство и женатый епископат. Другая часть православных, по имени митрополита Сергия называла себя Сергиевцами, они придерживались традиционной православной направленности и были резко против обновленцев. На Урале появилась и третья группа – Григорьевцы, названная так по епископу Григорию, который занимал Екатеринбургскую кафедру в 20-х годах, Григорий создал свою митрополию и отделил себя и свою паству от остальной церкви, как и Сергиевцы, Григорьевцы придерживались традиционного православия.

8 января 1928 года не совсем понятная запись: «Прот. совер. после уше. Его была соб ит» (л.114об). «Михаил Юшков – Вечная память» (л.115 – карандашом). После этой записи подписи протоиерея Юшкова из метрических книг Щелкунской церкви окончательно исчезли.

С 9 января служит священник Николай Алексиев Кожевников с тем же диаконом Василием Банных. 6 ноября 1928 года детским почерком подпись псаломщика «О.Пло». В первых числах июля 1929 года - снова псаломщик Плотников. 5 июля 1929 года шокирующая запись: «Сего числа диакон В. Банных отказался служить», однако диакон Банных служит с этим священником и далее.

С 29 октября 1929 года священник П. Александровский с тем же диаконом.

Запись 29 января 1930 года: Благословение от митрополита Григория от 25 октября 1928 года.

С 10 июня 1930 года священник Ивашенков Иоанн с диаконом В. Банных.

На 1930 году метрические книги Щелкунской церкви заканчиваются, однако по данным протоиерея Валерия Лавринова в 1935 году в Щелкунской церкви запретили звонить в колокола, а в 1936 году она была закрыта и перестроена (11).

В «Летописи Уральских деревень» написано, что после революции церковь работала до 1938 года, колокола сняли и увезли раньше, главный колокол находится сейчас в краеведческом музее г. Екатеринбурга. После закрытия в церкви образовали склад. В конце 50-х годов стали искать место под школу и решили снести церковь, коммунистка К. Черноголова ходила и собирала подписи на снос церкви. По объявлению набрали рабочих из Щелкуна, Новоипатова, Верхней Боевки. Долго рубили крест, он был откован из 60-миллиметрового железа. Запомнилось, как раскапывали могилы священнослужителей в церковной ограде. Это записано со слов Марии и Феклоньи Вольхиных и Евдокии Чернавских ученицей 10 класса. (5 (12).

Список литературы.

1. Адрес-Календарь Пермской епархии за 1882 год, с.115.
2. ЕЕВ №1-2 от 19 апреля 1886 года, Н.О., с.23-24/ Дневник путешествия епископа Нафанаила в 1885 году.
3. ЕЕВ за 1886 год, т.1, Н.О., с.384-385, от 28 июня №17/Дневник путешествия епископа Нафанаила 1882 году.
4. ЕЕВ за 1886 год, от 23 декабря №50, с.1166.
5. ЕЕВ за 1906 год, т.2, с. 394, от 16 сентября №18.
6. ЕЕВ за 1912 год, Н.О., от 11 марта №11, с.267.
7. ЕЕВ за 1914 год, от 1 июня №22, с.181.
8. ЕЕВ за 1914 год, от 19 января №3, с.24.
9. ЕЕВ за 1917 год, от 15 января №3, с.22.
10. Клировые ведомости 4 округа Екатеринбургского уезда за 1903 год/ ГАСО ф.6 оп.4 д.164.
11. Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. - Екатеринбург: из-во Урал. Ун-та, 2001, с.306.
12. Летопись Уральских деревень (Сысертский район). Центр внешкольного воспитания и детского творчества. Реж, ЧП Ольга, 1995, с.385-386.
13. МК Щелкунской церкви за 1805 год/ ГАСО ф.6 оп.1 д.8.
14. Описание храмов и монастырей Е.у. Пермской Архивной комиссией 1901 года - МОГА ф.297 оп.3 д.361 л.189-192.
15. Приходы и храмы Екатеринбургской епархии. Издательство братства во имя св. праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902 год, с.110-111.
16. Описание начальных народных училищ в уездах: Екатеринбургском, Ирбитском, Шадринском и Камышловском, Екатеринбургского района Пермской губернии. Составил В. Шишонко. Типо-Литография и Переплетная А.П. Мерной и Е.К. Краевой. Ек-г, 1878.

Источник: История храмов Екатеринбургской епархии


Искренне Ваш...
 
SvetaДата: Понедельник, 21.01.2013, 21:34 | Сообщение # 8
Младшая группа
Группа: Наши друзья
Сообщений: 28
Статус: Offline
Да, это отличный сайт, сайт "село Щелкун" с сайтом Епархии - партнеры , Рина хороший сайт сделала, правда, мало на нем бывает и все старое, прочитанное уже.Мне там записи метрической книги понравились.

Сообщение отредактировал Sveta - Понедельник, 21.01.2013, 21:36
 
ИК@РДата: Понедельник, 21.01.2013, 23:33 | Сообщение # 9
Директор
Группа: Администраторы
Сообщений: 628
Статус: Offline
Sveta, согласен, материал очень интересен и, наверняка, мало кому известен. Главное, что бы это всё не пропало, как случилось с архивом Щелкунского детского дома. Потому и продублировал хотя бы то, что касается непосредственно нашей малой родины.

Искренне Ваш...
 
AndreyaalДата: Пятница, 01.11.2019, 15:25 | Сообщение # 10
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 1
Статус: Offline
Игорь, спасибо Вам огромное!!! Благодаря Ваши трудам нашел информацию о своем прадеде (Боголепов Иван Андреев). Вообще о нем ничего не знал, кроме того, что был священником и мой дед Боголепов Николай Иванович родился в селе Щелкун. Может быть подскажете где еще можно поискать информации о дальнейшей судьбе моего прадеда?
Еще раз огромное, огромное спасибо!!!!!!!


Сообщение отредактировал Andreyaal - Пятница, 01.11.2019, 15:26
 
Форум » Село Щелкун » История: вчера и сегодня » История села Щелкун (Общие сведения)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: